Чего ждать от нового «похоронного» закона и быть ли в Казани, где ежегодно умирают 13,5 тыс. человек, крематорию? Об этом корреспондент «ВК» узнала, побывав вчера на научно-практической конференции под животрепещущим названием «Актуальные вопросы развития похоронного дела».
Форум, организованный Союзом похоронных организаций и крематориев при поддержке Госдумы РФ, собрал на площадке «Казанской ярмарки» около 100 «похоронщиков» со всей страны. Основное темой для обсуждения стала последняя, апрельская версия законопроекта «О погребении и похоронном деле», разработанного по поручению президента Владимира Путина Минстроем РФ. - Прошло несколько лет. Мы видели пять редакций закона. К сожалению, перестановка слов в предложениях, - удрученно заметил вице-президент Союза Владимир Родькин. Глава Союза Павел Кодыш выразился более прямолинейно, хотя сам является замруководителя рабочей группы по совершенствованию законодательства о погребении:
- Поручения президента не выполняются. Я был в Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Воронеже и понимаю, чего ждут люди (от закона)… Похоронка в России разрознена. Каждый новый губернатор приводит свою похоронную компанию… Как-то довелось мне сидеть в экспертном совете рядом с одной дамой. Она открыто говорит: десять человек захороню и на месяц в Дубай, Сочи, куда захочу, потом вернусь, еще десять… С таким бизнесом нужно бороться. На людском горе не наживетесь. Если начнутся посадки, мало никому не покажется. По словам Кодыша, еще с 1990-х в ритуальном бизнесе хозяйничает криминал, в столице на кладбищах заправляют этнические группировки.
- Ко мне приезжали из Кемерово, говорят, дайте нормальный закон, поставьте рамки… Я им говорю, пока нет нового закона, живите по действующему ФЗ от 1996 года. Надеюсь на Госдуму, если законопроект туда попадет – я спокоен.
- Сейчас ритуальные услуги могут оказывать все желающие, а законопроектом предполагается, что только компании, внесенные в госреестры, которые будут вестись в регионах. На территории каждого города или района в этот список будут включаться те похоронные организации, с которыми местная администрация заключила специальное соглашение. Также будет вестись реестр недобросовестных компаний, с которыми соглашение было разорвано после жалоб клиентов, - рассказала о сути законодательных изменений исполнительный директор Союза Елена Андреева. По данным Росстата на июнь 2018-го, расходы населения на ритуальные услуги составляют 57 млрд рублей в год, а средняя по стране стоимость похорон составляет около 30 тысяч, в то время как «похоронное» пособие от государства - 5946 рублей (власти богатых регионов эту выплату увеличивают за свой счет, к примеру, в Москве – до 17 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге – до 12 тыс., - «ВК»). По неофициальным данным, объем теневого рынка ритуальных услуг в России составляет 120-150 млрд рублей в год. Ритуально-криминальную тему на форуме «похоронщиков» продолжил начальник управления по организации ритуальных услуг исполкома Казани Марат Ишкин:
- У меня тут спрашивали сейчас, как в Казани с криминалом на кладбищах. Хочу сказать, Татарстан - особый регион. Благодаря республиканским властям и должному вниманию правоохранительных органов криминалитету в эту отрасль не дали залезть. Хотя скрывать не буду, в начале 1990-х он у нас был. Многих посадили, кого-то убили. В настоящий момент в похоронной отрасли неплохой порядок. Идет здоровая конкурентная борьба. Ни одного катафалка не сожгли!
Секрет еще и в том, отметил Ишкин, что на кладбищах Казани действуют четкие правила: рытьем могил занимается МУП «Ритуал», «и никто в эту нишу не лезет», а частный ритуальный бизнес имеет доступ ко всему остальному – установке памятников, продаже венков и прочих аксессуаров. Главная проблема в Казани, как и в других мегаполисах, - дефицит земли для захоронений. А дефицит, как известно, - благодатная почва для коррупции. Большинство городских кладбищ уже закрыты, места на оставшихся двух - в Юдино и Киндерях заканчиваются. При этом в Казани ежегодно умирают около 13,5 тыс. человек, то есть в день - около 40. Решить проблему на ближайшие лет 30 (по подсчетам властей) должен помочь новый гигантский погребальный комплекс площадью 86 га рядом с деревней Званка Пестречинского района, который никак не могут открыть. - К сожалению, в проекте отсутствует крематорий, между тем мэр Казани Ильсур Метшин поддержал его строительство, - отметил в своем выступлении Марат Ишкин. - Обсуждаются параметры и возможные участки для его возведения. Сейчас в стране работают 25 крематориев, половина из которых - частные. Так, в Москве действуют четыре крематория, в Новосибирске – два, причем частный известен своим музеем погребальной культуры. Как рассказала на форуме представитель мэрии Новосибирска Наталья Чагина, из муниципального бюджета родственникам усопшего возмещают расходы на кремацию в размере 11,5 тысяч рублей, на захоронение в земле – меньше.
Если за частными крематориями, по мнению многих участников конференции, будущее, то частные кладбища – это утопия. Они нерентабельны для бизнеса и очень дороги для владельцев захоронений. - Их нужно содержать. Уборка снега, спил деревьев, туалеты, свет, дренаж… Очень затратно. Кто в России такую могилу себе может позволить? В Европе уже от частных кладбищ отказываются. В Потсдаме, например, одно место стоит около 2 тысяч евро. Они переходят на муниципальные кладбища, - привел пример Павел Кодыш. По его словам, в новом «похоронном» законопроекте не прописаны условия повторного использования бесхозных захоронений, а также ответственность за то, что родственники покойного не следят за могилой. Для этого нужно вести учет: кто, когда захоронен, как давно семья усопшего приводила в порядок могилу. В Казани подобный учет начинают вводить. Создается электронный реестр захоронений, идет инвентаризация и цифровизация кладбищ. - Начали с кладбища в Киндерях, потом в Мирном. Сейчас в базе около 400 захоронений с исторической глубиной до 1990-х, - рассказал участникам форума о проделанной за четыре года работе первый замначальника управления информационных технологий исполкома Казани Антон Тараев. – Сейчас информация о каждом свежем захоронении день в день заносится в базу. Параллельно ведется работа по созданию виртуального некрополя Казани, в котором будет представлена информация о захоронениях известных личностей.- Кроме того, у казанцев есть запрос на обслуживание могил своих близких через онлайн-сервисы, - отметил Тараев. – Это те, кто часто передвигается по миру и не имеет возможности навещать могилы. Люди готовы дистанционно заказывать услугу с дальнейшими фото- и видеоотчетами от исполнителя «было и стало».
Фото Павла Платова
Источник: www.evening-kazan.ru