Выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения», посвященная Дню Республики Татарстан из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и произведений живописи художников Татарстана, впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве. Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям она родилась около 1516 года. Сююмбике – дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея.
Время ее жизни в ханской Казани – 1535 – 1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к отечеству.
Образ Сююмбике – та тема, которая в эпоху как царской России, так и в советское время, была тесно переплетена с идеологией. Рубежным для истории татарского народа стал 1552 год, время крушения Казанского ханства, которое повлекло за собой на многие столетия и забвение духовных ценностей. Тем не менее, в русском искусстве на волне интереса к российской истории, возникали полотна, посвященные страницам походов и завоеваний, ярким личностям некогда существовавших на территории России ханств и государств (В.Г. Худяков «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань», 1870, Ульяновский художественный музей). В 1920 – 30-е годы в казанском искусстве вновь возник интерес к национальной истории (И.И. Князьков «Въезд Ивана Грозного в Казанский кремль»).
ХХ век диктовал иные ценности и приоритеты: вплоть до конца 1960-х годов в произведениях художников Татарстана национальная тема и национальная история были завуалированы на уровне этнографизма и типажа. Изображения башни Сююмбике – архитектурного символа Казани, городские пейзажи Касимова (последнего пристанища низвергнутой повелительницы) - находил свое место в живописных произведениях А.И. Трапицына, С.О. Лывина, В.В. Анютина, Р.А. Гилазова, Г.Л. Эйдинова.
В панораме исторической живописи Татарстана 1970 - 80-х годов появились новаторские для времени работы Ч. Ахмарова, Б.И. Урманче, И.К. Зарипова, А.И. Тумашева, К.А. Нафикова, Р.М. Вахитова. Для этих мастеров сама атмосфера пиетета перед историей стали определяющими в избрании своего пути в искусстве. Открытие в мир ханской Казани через образ Сююмбике было сделано Баки Урманче в немеркнущем скульптурном портрете царицы, или в его графическом произведении (коллекция ГМИИ РТ).
Среднеазиатский Восток наложил отпечаток на искусство Р.М. Вахитова. Приемы художественной стилизации под архаику восточной миниатюры проявляются в плоскостности композиции, локальности и открытости цветовых пятен, отсутствии линии горизонта. Новый этап в осмыслении национальной темы наступает на рубеже 1980 – 90-х годов. Творчество Ф.Г. Халикова начинается с изучения древностей, татарской истории. Произведениям художника характерна достоверность, детальная разработка темы, а в стилистике он близок традициям русской исторической живописи (И. Репин, В. Суриков).
Современное обращение к образу Сююмбике устремлено сквозь призму условного, постмодернистского языка так называемого «мусульманского авангарда», абстракционизма, концептуализма, приемов примитива, эстетики искусства шамаиля. В этом ключе работают такие мастера, как Е.Г. Голубцов, Ш.М. Шайдуллин, Р.А. Кильдибеков, А.Р. Ильясова,Р.А. Кильдибеков, Ф.Р. Валиуллин, М.Ш. Хазиев, В.П. Аршинов, Р.Г. Шамсутдинов,Н. Наккаш, З. Бикташева.