• 0

Театр Эрнста Гельмса

Эрнст Брунович Гельмc (1912–1993) — один из крупнейших театральных художников второй половины XX века, чьё творчество оказало заметное влияние на развитие сценографии Татарстана. Вместе с тем он, одновременно, самый крупный и самый яркий представитель такого жанра изобразительного искусства, как сатирическая графика.

На протяжении 50-ти лет творческой деятельности в Казани Э. Б. Гельмс оформил около трёхсот спектаклей на сценах театров Казани и Татарстана, а также театров многих других городов Советского Союза, театров драматических и музыкальных. В экспозиции представлены эскизы декораций и костюмов, хранящиеся ныне в ГМИИ РТ, Национальном музее РТ, музее Казанского академического Большого драматического театра им. В. И. Качалова, а также из частной коллекции, принадлежащей дочери художника — Р. Э. Гельмс. Последние особенно интересны, поскольку практически не известны широкому зрителю.

В эскизах костюмов, являющихся неотъемлемой составляющей оформления театрального спектакля, художник умел передать не только дух исторической эпохи, но и характер персонажа, предлагая актёру выразительную и смысловую подсказку для решения будущего образа. Более сорока театральных работ, созданных в разное время, представят не только многокрасочность палитры художника, но и процесс его развития как мастера сценографии, его понимания задач художника-постановщика спектакля.

Второе направление, в котором работал Эрнст Брунович — это сатирическая графика С сатирических рисунков, шаржей и карикатур начиналась деятельность Гельмса как художника. Оказавшись в Казани в годы войны, он сразу же принял участие в создании «Окон сатиры» РОСТА, его антигитлеровские плакаты военных лет выделялись своей остротой и образной выразительностью.

Яркостью и разящей остротой отмечены рисунки Гельмса на политические темы, каждый образ по своему привлекает законченностью и строгой продуманностью рисунка и композиции. Выделяются среди прочих громила-«Миротворец» и важно сидящие на золотом долларовом мешке-черепахе финансовые и политические заправилы Соединённых Штатов.

На выставке, так же представлены и пейзажные зарисовки, сделанные Гельмсом в разные годы. Серия рисунков, посвящённых Казани, сегодня стала своего рода историческим документом, запечатлевшим Казань 1950-60-х гг. Поэтическим настроением овеяны его зарисовки старинных уголков Риги и Львова, Вильнюса и Кракова, Праги и Дрездена, сделанные в разной технике, карандашом и фломастером, пером и кистью.
Расположение
  • 567-80-43
Данное событие прошло.
Наверх