• 1697

Вы­став­ка аб­стракт­но­го ис­кус­ства со­вре­мен­ных ка­зан­ских ху­дож­ни­ков

Ис­кус­ство аб­страк­ци­о­низ­ма име­ет бо­га­тую и по­рой дра­ма­ти­че­скую ис­то­рию раз­ви­тия и бе­рет свое на­ча­ло от аван­гар­дист­ских те­че­ний пер­вой тре­ти XX века в За­пад­ной Ев­ро­пе и Рос­сии. Под­лин­ный его про­рыв в Рос­сии мож­но было на­блю­дать с се­ре­ди­ны 1980-х го­дов. Слож­ность пе­ри­о­да 1980 — 90-х го­дов, сов­пав­ше­го с ко­рен­ны­ми пе­ре­ме­на­ми, не мог­ла не от­ра­зить­ся на раз­ви­тии ис­кус­ства. Кар­ти­на его раз­ви­тия зна­чи­тель­но услож­ня­ет­ся, од­но­вре­мен­но про­яв­ля­ют­ся са­мые раз­но­на­прав­лен­ные тен­ден­ции: зна­чи­тель­но уси­ли­ва­ют­ся тен­ден­ции ин­ди­ви­ду­а­ли­за­ции твор­че­ства. Сво­бо­да, и сво­бо­да твор­че­ства в том чис­ле, — это не толь­ко по­ис­ки аб­со­лют­но но­во­го, но и воз­мож­ность пе­ре­осмыс­ле­ния куль­тур­но­го на­сле­дия. Со­вре­мен­ное ис­кус­ство пи­та­ет­ся раз­лич­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми — ре­а­лизм, со­зда­ние неких обоб­щен­ных об­ра­зов со­вре­мен­ных и ушед­ших со­бы­тий, мо­дер­низм ру­бе­жа XIX — XX ве­ков и древ­не­рус­ское ис­кус­ство, эпо­ха Воз­рож­де­ния и му­суль­ман­ское ис­кус­ство, ме­та­фи­зи­че­ская жи­во­пись XX века и аб­стракт­ное ис­кус­ство.

Про­ве­де­ние вы­ста­вок аб­страк­ци­о­ни­стов при­об­ре­та­ет в Та­тар­стане опре­де­лен­ные тра­ди­ции. Пер­вая вы­став­ка в на­ча­ле пост­пе­ре­стро­еч­но­го вре­ме­ни со­сто­я­лась в ГМИИ РТ в 1993 году под на­зва­ни­ем «Но­вое ис­кус­ство: вче­ра, се­год­ня, зав­тра?». Дру­гая круп­ная вы­став­ка ста­ла ло­ги­че­ским про­дол­же­ни­ем пер­вой —
«Тра­ди­ции аван­гар­да в изоб­ра­зи­тель­ном ис­кус­стве Та­тар­ста­на» (ГМИИ РТ, 2003). Тре­тья вы­став­ка про­хо­ди­ла в Вы­ста­воч­ном цен­тре «Идель» в кон­це 20,13 года. Все эти вер­ни­са­жи со­би­ра­ли в од­ном экс­по­зи­ци­он­ном про­стран­стве опре­де­лив­ший­ся круг ма­сте­ров, ра­бо­та­ю­щих в аб­стракт­ной, бес­пред­мет­ной жи­во­пи­си, скульп­ту­ре, гра­фи­ке — Ев­ге­ний Го­луб­цов, Илья Ар­та­мо­нов, Зин­нур Мин­на­хме­тов, Вя­че­слав Вы­бор­нов, Алек­сандр Ло­пат­кин, Ре­нат На­сы­ров, Ми­ха­ил Куз­не­цов, Ра­мин На­фи­ков, Г. Иван­чен­ко, Алек­сандр Но­ви­ков. Ис­кус­ство каж­до­го из ху­дож­ни­ков про­ни­за­но ост­рым чув­ством со­вре­мен­но­сти.

У Е. Г. Голубцова, ча­сто со­зда­ю­ще­го се­рии — это ре­ми­нис­цен­ции и пе­ре­жи­ва­ния ушед­ших эпох, вы­ра­жен­ных в ко­ло­ри­те, рит­ме, ком­по­зи­ции. А. Н. Лопаткин, А. В. Новиков, И. Н. Артамонов, В. Вы­бор­нов от­ра­жа­ют свои мыс­ли и чув­ства по­сред­ством вы­ра­зи­тель­ной ли­нии и пят­на. Р. К. Нафиков — аб­со­лют­ный «бес­пред­мет­ник», ве­ли­ко­леп­ный ко­ло­рист, в ра­бо­тах ко­то­ро­го яв­ствен­но ощу­ща­ет­ся шко­ла со­вре­мен­но­го за­пад­но­го ис­кус­ства. Про­из­ве­де­ния З. М. Миннахметова про­ни­за­ны чув­ством на­ци­о­наль­но­го со­зна­ния, в его цве­то­вых кол­ли­зи­ях за­пе­чат­ле­ны и со­ци­аль­ные во­про­сы со­вре­мен­но­сти. У М. И. Кузнецова, наи­бо­лее близ­ко сто­я­ще­го к ре­аль­ным впе­чат­ле­ни­ям — мир дома, ти­ши­ны, еди­не­ния с при­ро­дой. Р. На­сы­ров в сво­ей черно-белой ком­по­зи­ции от­сы­ла­ет зри­те­ля к «Чер­но­му квад­ра­ту» К. Ма­ле­ви­ча, став­шим сто лет на­зад, в 1914 году, апо­фе­о­зом ми­ро­во­го аб­стракт­но­го ис­кус­ства.

Каж­дое из про­из­ве­де­ний, пред­став­лен­ных на вы­став­ке — это мир све­та, цве­та, ли­нии, рож­да­ю­ще­го в душе зри­те­ля са­мые раз­ные ас­со­ци­а­ции и впе­чат­ле­ния; глав­ное, чем об­ла­да­ют эти про­из­ве­де­ния — чув­ство гар­мо­нии.
Расположение
  • 567-80-43
Данное событие прошло.
Наверх