Искусство абстракционизма имеет богатую и порой драматическую историю развития и берет свое начало от авангардистских течений первой трети XX века в Западной Европе и России. Подлинный его прорыв в России можно было наблюдать с середины 1980-х годов. Сложность периода 1980 — 90-х годов, совпавшего с коренными переменами, не могла не отразиться на развитии искусства. Картина его развития значительно усложняется, одновременно проявляются самые разнонаправленные тенденции: значительно усиливаются тенденции индивидуализации творчества. Свобода, и свобода творчества в том числе, — это не только поиски абсолютно нового, но и возможность переосмысления культурного наследия. Современное искусство питается различными источниками — реализм, создание неких обобщенных образов современных и ушедших событий, модернизм рубежа XIX — XX веков и древнерусское искусство, эпоха Возрождения и мусульманское искусство, метафизическая живопись XX века и абстрактное искусство.
Проведение выставок абстракционистов приобретает в Татарстане определенные традиции. Первая выставка в начале постперестроечного времени состоялась в ГМИИ РТ в 1993 году под названием «Новое искусство: вчера, сегодня, завтра?». Другая крупная выставка стала логическим продолжением первой —
«Традиции авангарда в изобразительном искусстве Татарстана» (ГМИИ РТ, 2003). Третья выставка проходила в Выставочном центре «Идель» в конце 20,13 года. Все эти вернисажи собирали в одном экспозиционном пространстве определившийся круг мастеров, работающих в абстрактной, беспредметной живописи, скульптуре, графике — Евгений Голубцов, Илья Артамонов, Зиннур Миннахметов, Вячеслав Выборнов, Александр Лопаткин, Ренат Насыров, Михаил Кузнецов, Рамин Нафиков, Г. Иванченко, Александр Новиков. Искусство каждого из художников пронизано острым чувством современности.
У Е. Г. Голубцова, часто создающего серии — это реминисценции и переживания ушедших эпох, выраженных в колорите, ритме, композиции. А. Н. Лопаткин, А. В. Новиков, И. Н. Артамонов, В. Выборнов отражают свои мысли и чувства посредством выразительной линии и пятна. Р. К. Нафиков — абсолютный «беспредметник», великолепный колорист, в работах которого явственно ощущается школа современного западного искусства. Произведения З. М. Миннахметова пронизаны чувством национального сознания, в его цветовых коллизиях запечатлены и социальные вопросы современности. У М. И. Кузнецова, наиболее близко стоящего к реальным впечатлениям — мир дома, тишины, единения с природой. Р. Насыров в своей черно-белой композиции отсылает зрителя к «Черному квадрату» К. Малевича, ставшим сто лет назад, в 1914 году, апофеозом мирового абстрактного искусства.
Каждое из произведений, представленных на выставке — это мир света, цвета, линии, рождающего в душе зрителя самые разные ассоциации и впечатления; главное, чем обладают эти произведения — чувство гармонии.