В истории музыки далеко не всегда сочинения симфонического масштаба создавались для больших оркестров. В 1790-е молодой Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену; его переполняют грандиозные замыслы, он хочет писать симфонические полотна, однако чувствует в себе недостаток знаний в области инструментовки.
Но ведь Бетховен - прекрасный пианист! И, благодаря этому замечательному обстоятельству, в его творчестве появляется целый ряд "симфоний для камерных составов" с участием фортепиано. Это и сольные фортепианные сонаты - такие как роскошная четырехчастная "соната-концерт-симфония" ор. 2 № 3, - и философско-лирические дуэты, и глубочайшие по своей смысловой насыщенности трио... Это музыка, посвященная великим людям - скрипичная соната ор. 30 № 1 преподнесена в дар молодому русскому императору Александру I, грандиозное трио ор. 97– ближайшему другу Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, посвящение которому имело для Бетховена смысл знака особо трепетного, сокровенного отношения автора к этому опусу.
Бетховен-титан, Бетховен-олимпиец, и вместе с этим - Бетховен-мастер камерной музыки, наполненной величием и мажорным спокойствием. "Sinfonie da camera" объединяют несовместимое, лирику с мощью, симфонизм со скромными инструментальными составами, тонкий юмор с философскими безднами... Ибо гению подвластно даже то, что на первый взгляд невозможно.
Месса До мажор соч. 86. Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор «Императорский» соч. 73
Программу представляет кандидат искусствоведения Юрий Карпов